16.12.2015
Частный капитал ждут в сфере образования

Социально значимые сферы - образование, здравоохранение, культура, спорт - не интересны бизнесу с коммерческой точки зрения, а вот государство сформировало здесь портфель активов и стало эффективным собственником. При этом сегодня у государства назрела необходимость сэкономить бюджетные ресурсы и скорректировать их недостаток. Государственно-частное партнерство (ГЧП) может решить эту задачу.

По словам Владимира Колмакова, доцента кафедры финансового менеджмента Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, коммерчески привлекательные проекты всегда находят частного партнера или инвестора. Другое дело, социально значимые проекты, главная проблема которых — длительная окупаемость. «Государство осталось собственником в сферах, которые были не интересны с коммерческой точки зрения бизнесу. С другой стороны, государство сейчас в стратегически важных областях деятельности — образование, здравоохранение, культура и других сегментах социальной сферы — констатирует резкое сокращение своей доходной части и базы. Главный фактор, который подталкивает к развитию ГЧП, — это необходимость экономии бюджетных ресурсов», — говорит Владимир Колмаков.

По его словам, государство, вступая в союз с бизнесом, получает не только снижение нагрузки на бюджет, но и более гибкую и действенную модель реализации проектов, а бизнес — определенный набор гарантий и преференций. При этом именно частный сектор должен проявлять инициативу и показать государству положительную практику реализации проектов ГЧП, в противном случае развитие такого партнерства будет идти очень медленно.

По словам экспертов, международный опыт показывает, что партнерские проекты государства и бизнеса в сфере образования влияют на повышение качества образовательных услуг, инвестиционную привлекательность образовательных организаций и повышают эффективность управления объектами общественной инфраструктуры.

Механизмы ГЧП усилят эффективность образовательных и культурных учреждений в стране, уверена Ирина Егорова, президент Ассоциации участников рынка арт-индустрии. По ее словам, сегодня нужно применять ГЧП в создании новых образовательных и культурно-досуговых программ, в том числе в сфере дополнительного образования. «Наша задача — выработать единые механизмы сотрудничества бизнеса и государства в обеспечении дополнительного образования и досуга детей, сформировать источники их финансирования. Компании, работающие в детской индустрии, заинтересованы в получении субсидий, которые позволили бы компенсировать затраты на аренду помещений, где они ведут свою деятельность. Возможность получить такую субсидию является примером эффективного ГЧП, над формами которого необходимо работать», — поделилась Ирина Егорова.

Она добавила, что одним из инструментов развития ГЧП может стать система получения грантов на программы, связанные с развитием детской индустрии. Существующая практика выдачи грантов несовершенна, говорит Ирина Егорова: «Многие предприятия имеют свои конкурсы, гранты, премии, но пока это лишь частная инициатива бизнеса, в ней нет системы. Если же эта практика будет оценена государством и поддержана как ГЧП, она станет постоянной и будет расширяться».

Влияют на повышение качества образования и культурно-досуговой деятельности детей и производители детских товаров, рассказал Сергей Лобанов, заместитель директора департамента развития внутренней торговли, легкой промышленности и потребительского рынка минпромторга. «Рынок детских товаров — это социально-ответственная индустрия, производящая товары, необходимые для творческого развития детей и формирования культурной нации. Народный художественный промысел как вид народного искусства является неотъемлемым элементом нашей культуры», — заявил чиновник.

О том, что ГЧП в сфере образования станет для бизнеса эффективной моделью сотрудничества, эксперты не сомневаются. Алла Бурмистрова, замдиректора Ассоциации участников рынка арт-индустрии, отметила ряд моделей ГЧП, в развитии которых особенно заинтересованы государство и бизнес. Эти модели отражены в методических рекомендациях по развитию ГЧП в дополнительном образовании детей, разработанных ассоциацией для минобрнауки и распространенных во всех регионах.

Бизнес, государство и общество имеют общей целью увеличение количества качественных дополнительных образовательных программ. В достижении этой цели среди перспективных моделей ГЧП в сфере образования выделяется программа шефства над образовательной организацией. При этом одна или несколько организаций заключают с рекомендованной органами власти школой соглашение о партнерстве, для которой они и создают совместный продукт или проект. В этой модели основной целью является повышение качества и доступности инфраструктуры, создание в школе условий для дальнейшего развития.

«Помощь оказывается тем учреждениям, которые нуждаются в развитии больше всего. Этот момент определяется при участии государства, а частные организации, объединившись, предлагают государству решения для этой школы. Частные организации путем разработки образовательных программ, внедрения новых материалов, технологий в течение двух-четырех лет формируют новую образовательную среду и постоянно отслеживают достижение результатов», — рассказала Алла Бурмистрова. Мониторинг осуществляется как со стороны государства, школы, так и частного сектора. Бизнесу выгодно это партнерство с точки зрения получения прибыли в будущем, производства инновационной продукции, способствующей повышению качества образования.

 


СОБЫТИЯ ОТРАСЛИ