08.08.2015
Кукла не по карману

Минпромторг разработал поправки в Налоговый кодекс, которые расширяют перечень детских товаров, при реализации которых ставка налога на добавленную стоимость должна быть 10%. Эти меры поддержки реализуются в рамках Стратегии развития индустрии детских товаров на период до 2020 года.

Президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров Антонина Цицулина рассказала "РГБ" о льготном налогообложении для детских товаров и перспективах развития рынка.
— На какие основные категории товаров будут распространяться льготы? 
— В постановлении правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 908 "Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов" наиболее полно представлена детская одежда и обувь, мебель, детские игрушки. Ассоциация выступила с предложением расширить этот перечень, в том числе увеличить размерный ряд одежды, обуви и мебели, включить "выпадающие" категории — товары для новорожденных, детская канцелярия, товары для детского творчества и хобби, косметика и гигиена, спортивное оборудование и инвентарь, санитарно-гигиенические изделия, детская посуда, аксессуары для вскармливания детей и прочие детские товары.
— Почему важна льготная политика в сегменте производства детских товаров?
— Наш потребитель относится к социально значимой группе. Стоимость "детской" корзины — это существенные расходы для семьи. И не секрет, например, что рождение первого ребенка у молодой семьи — это достаточно серьезные затраты. А после рождения второго и третьего ребенка семья по этим причинам вообще может оказаться в категории бедных. Поэтому доступность детских товаров для семьи напрямую влияет на демографию.
— Позволит ли льгота увеличить количество отечественных детских товаров?
— Да, это мера прямого стимулирования российского производства детских товаров. Приобретая сырье и комплектующие с 18% НДС, российский производитель может возместить 8% затрат. Мера стимулирует инвестиции в этот сектор экономики, способствует развитию специализированной розничной торговли, представляющей более широкий ассортимент детских товаров, гибкую ценовую политику и более качественные детские товары.
— Какова сейчас доля отечественного производства на рынке детских товаров?
— Рынок детских товаров в России является рынком импорта, что негативно сказывается на ценообразовании для конечного потребителя. Последние три года рынок рос высокими темпами — примерно 10% в год. И его объем в 2014 году составил около 750 млрд руб. В 2014 году на фоне экономических санкций и роста валютного курса рынок детских товаров столкнулся с замедлением темпов роста до 8% в год. В традиционно самых стабильных и растущих сегментах детской одежды и игрушек в 2014 году замедлились темпы роста. Драйвером роста в 2014 году стал сегмент товаров для новорожденных. Он вырос на 13%.
Объем отечественного производства детских товаров в России в 2014 году составил более 140 млрд руб., что соответствует 23% общего объема рынка детских товаров (в розничных ценах). Доля товаров отечественного производства варьируется в общем объеме рынка. Максимальный объем отечественных товаров концентрируется в группе товаров "книги, канцтовары и школьные принадлежности" (39%), "детское питание" (38%), "игрушки" (19%).
— Могут ли льготы отразиться в стоимости товаров? Цена снизится в пользу потребителя?
— Сегодня себестоимость детских товаров больше зависит от курсовой разницы. Потому что большая составляющая себестоимости в кредитах, в комплектующих, сырье и материалах. К сожалению, эта мера не окажет существенного влияния на себестоимость, но однозначно не приведет к увеличению и позволит сдержать рост цен. Она скажется на увеличении доли российских товаров. Соответственно, это усилит конкуренцию, повысит качество и понизит себестоимость.
— Чем российская индустрия детских товаров отличается от мировой?
— Индустрия детских товаров представляет собой совокупность 15 отраслей, работающих в интересах детей и семей с детьми. Российский рынок от мирового отличается в первую очередь структурой. В России на первом месте в структуре продаж находится одежда -31%, доля игр и игрушек — 23% (против 40% в мире в целом). В 2015 году сегмент детской одежды составит 32% рынка детских товаров, сегмент детской обуви — 9%, сегмент товаров для новорожденных — 24%, игрушек — 23%.
— Каковы перспективы развития отрасли детских товаров?
— Они напрямую зависят от демографических показателей и государственной политики в сфере семьи и детства. Увеличение на 1% детского населения кратно не менее 35 млн рублей. Сейчас принимаются очень серьезные институциональные решения — законодательные, налоговые, меры прямой господдержки российских производителей. Вместе с тем необходимо принимать серьезные стратегические решения в сфере промышленной политики — вхождение в производство на уровне долгосрочных инвестиционных кредитов, льготной налоговой политики, формирования спроса и приоритета российского производителя, преференций при госзакупках. В нашей сфере имеет значение интеграция программ в сфере культуры, образования, социальной сфере. К сожалению, здесь интеграция науки и промышленности недостаточная. Остаются крайне болезненными вопросы защиты интеллектуальной собственности, борьбы с контрафактом. Недостаточно мер поддержки для развития инноваций. Тем не менее мы оптимистично смотрим на перспективы индустрии, готовим серьезные программы поддержки крупнейших инвестиционных проектов, инноваторов, кооперации и механизмов саморегулирования.
 
Источник: www.rg.ru
 

СОБЫТИЯ ОТРАСЛИ