06.05.2016
Инновационные решения в области образования отечественных производителей на стденде Минпроторга России в рамках ММСО-2016

В ходе мини-презентаций на стенде Минпромторга России в рамках ММСО-2016 показали отечественные инновационные решения в сфере образования и инклюзивной среды.

Тема: «РОБОТ ТЕЛЕПРИСУТСТВИЯ WEBOT».

Устройство представляет собой мобильного робота, который может перемещаться внутри помещений в автоматическом режиме или по командам от оператора через Интернет. Когда оператор управляет роботом, он видит и слышит все, что происходит вокруг робота с помощью встроенных видеокамер и микрофонов. Оператора видно на экране робота и слышно через динамики робота. Человек может управлять перемещением робота и поворотами его головы. В автоматическом режиме робот самостоятельно перемещается по помещению, находит людей и пытается завязать с ними диалог для решения запрограммированной задачи. В случае невозможности в процессе разговора решить задачу автоматически робот вызывает по видеосвязи оператора в режиме телеприсутствия. Webot — полностью российская разработка, созданная выпускниками и студентами МГТУ имени Н. Э. Баумана.

Тема: «ПОРТАТИВНЫЙ КОМПЬЮТЕР ОРГАНАЙЗЕР С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ШРИФТА БРАЙЛЯ И СИНТЕЗАТОРОМ РЕЧИ ElBraille-W14J G»

Компьютер предназначен для обучения, интеграции и адаптации незрячих и слепоглухих людей в современное общество. Устройство повышает уровень инклюзивного образования, облегчает пользование интернетом, соцсетями и другими приложениями неадаптированными для незрячих и слепоглухих людей. Устройство включает 14 обновляемых ячеек и 8-ми точечную клавиатура Брайля. Ввод/вывод осуществляется рельефно-точечным шрифтом Брайля, также наряду с этим используется речевое сопровождение. Помимо специализированного программного обеспечения, устройство позволяет использовать функционал операционной системы Windows 10, включая сторонние приложения, доступные для программного обеспечения экранного доступа. Так же устройство по средствам Bluetooth может управлять еще одним устройством (например, телефоном).

Тема: «СУПЕР-КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ»

Супер-книги для детей с особыми потребностями — это новая форма представления знаний для детей всех возрастов, физических и интеллектуальных возможностей, первые супер-книги разработали в ГУИМЦ МГТУ им. Н.Э. Баумана при поддержке Правительства Москвы и партнера проекта — АНО «Лаборатория социальной рекламы». Уникальные интерактивные пособия позволяют любому школьнику, вне зависимости от его возможностей здоровья, ознакомиться с лабораторными работами по физике и химии. Основными преимуществами нового продукта являются его качество и детализация проработки, а также наличие специальных возможностей для школьников с инвалидностью. Интерактивное пособие запускается на мобильном планшете и содержит рисунки, звук, видео, анимацию, тесты, справочные блоки, виджеты и т.д.
Для того, чтобы сделать интерактивные пособия доступными для школьников с особыми потребностями, при разработке использовались принципы универсального дизайна — наличие субтитров для видео, озвучивание физических и химических формул, использование специальных цветографических решений и пр.
В работе над пособиями также принимали участие знаменитости, так, с экрана мобильного планшета к учащимся обращается Александр Пушной, известный телеведущий программы «Галилео», который призывает ребят постигать науку вместе с современными технологиями.

Тема: «РАДИОКЛАСС и ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ФМ-СИСТЕМА «СОНЕТ-РСМ»».

Система обеспечивает возможность передачи звука на индивидуальные слуховые аппараты и кохлеарные импланты в условиях окружающего шума. Звук (голос с микрофона, аудио-сигнал со звуковоспроизводящего устройства) передается в FM-диапазоне от передатчика сигнала на индивидуальный приемник сигнала, находящийся у слабослышащего человека со слуховым аппаратом или кохлеарными имплантами. После этого приемник транслирует аудиосигнал через индукционную петлю или заушный индуктор непосредственно на динамик слухового аппарата или кохлеарного имплантата. За счет этого слабослышащие люди могут разборчиво слышать звук даже в сложных акустических условиях. Система может использоваться в индивидуальном варианте (передатчик и приемник), а также в виде радиокласса (передатчик и несколько приемников), выполненного в виде небольшого чемодана, обеспечивающего хранение и подзарядку передатчика и приемников. Система имеет применение в сфере обучения людей с инвалидностью при проведении индивидуальных или групповых занятий, в сфере культуры и бизнес-мероприятий (проведение экскурсий в музеях, выступлений в залах при проведении мероприятий, и т.д.). Антивандальное исполнение передатчиков и приемников обеспечивают возможность использования в любых условиях.

Тема: «ИНВАЛИДНАЯ КОЛЯСКА-ТРАНСФОРМЕР»

Инвалидная коляска-трансформер «Caterwill» оснащена электроприводом, колесной и гусеничной платформами. Для передвижения по ровной поверхности используется колесная платформа, а для преодоления лестниц, бордюров и других препятствий — гусеничная платформа. За счет такого распределения достигается высокая проходимость, плавность хода и энергосбережение. При этом габариты Катэрвиль не превышают габаритов обычной приводной коляски. На данный момент выпущен промышленный образец коляски, проводятся испытания. Основные преимущества коляски Катэрвиль:
Свобода самостоятельного преодоления практически любых лестниц и препятствий без приложения физических усилий.
Оптимальное соотношение параметров цена-качество-технические характеристики.
Устойчивость и безопасность подъема по лестнице за счет уникальной гусеничной базы.
Автоматическое обеспечение горизонтального положения пассажира, даже при подъеме по лестнице за счет специально разработанной системы.
Эффективное использование заряда аккумуляторных батарей.
Компактные габариты коляски делают ее универсальной для дома и улицы.

Тема: «РОБОТОТЕХНИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС «РОБОТРЕК».

Робототехнический комплекс предназначен для системы образования от детского сада до ВУЗА, производства Санкт-петербургской компании ООО «Брейн Девелопмент». В марте 2016 г. данный комплекс стал победителем Межведомственного конкурса производителей и поставщиков учебного оборудования и средств обучения для дополнительного образования, внеурочной и культурно-досуговой деятельности «Выбор педагогов» и удостоен знаком отличия «Рекомендовано педагогическим сообществом». Минпромторг РФ оказал поддержку проекту, широко осветив его в СМИ в рамках программы продвижения предприятий ИДТ.

Тема: «МОДУЛЬНЫЙ КОНСТРУКТОР ФАНКЛАСТИК».

Модульный конструктор «Фанкластик» — новейшая российская разработка, не имеющая мировых аналогов. Продукт вышел на рынок всего полгода назад. В отличие от классических детских иностранных конструкторов LEGO, Brick, Bela, LOZ и других, здесь используется плоское соединение деталей. Столь оригинальный трехмерный способ соединения элементов безгранично расширяет возможности сборки и ассортимент собираемых моделей. Можно с уверенностью сказать, что это самое прочное соединение деталей среди всех пластиковых конструкторов, что дает возможность создавать объемные модели высотой до 3 метров (на стенде будет 3 м Эйфелева башня). Конструктор имеет высокий экспортный потенциал и следующем году будет представлен на выставке в Нюрнберге.

«АРТЕФАКТ» — единственный производитель в России, который разработал и освоил производство инновационного материала для творчества — полимерную глину, сделав его доступным российским детям и педагогам. Материал имеет безграничные возможности для лепки, моделирования, прототипирования, необыкновенно вариативен (позволяет имитировать натуральный камень, кожу, цветное стекло, металл, пластик, создавать цветы и многое другое). Продукция имеет высокий экспортный потенциал, уже сейчас идут отгрузки в страны Европы, а в январе 2017 г. предприятие примет участие на профильной выставке во Франкфурте. Компания справилась с задачей импортозмещения и практически полностью вытеснила с российского рынка европейские компании.

Тема: » НАБОРЫ ДЛЯ РУКОДЕЛЬЯ — ПЕЧВОРК БЕЗ ИГЛЫ И ШЕРСТЯНАЯ АКВАРЕЛЬ».

Данная продукция не имеет аналогов в мире. Задача предприятия была не только произвести оригинальный продукт, но и создать новые художественные техники. Такой подход к развитию ассортимента товаров для творчества популярен у ведущих западных компаний, а для России это «новое слово» в производственном маркетинге. Фирма «Гамма» открыла производство товаров для рукоделия в 2002 г. Сейчас производственные площади составляют 5000 м2, на которых производится около 10 тыс. товарных позиций. Фирма ГАММА — участник конкурса приоритетных проектов по программе развития индустрии детских товаров.
Тема: «НАБОР ДЛЯ УЧИТЕЛЯ «ДОСТОЯНИЕ РОССИИ. НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ»

Совместный проект Минпромторга РФ, Ассоциация участников рынка артиндустрии, Национального союза народных художественных промыслов, 5 предприятий НХП, специалистов Института художественного образования и культурологии РАО.

Набор — это новейший учебно-методический комплекс, который включает:

При создании проекта мы исходили из того, что изделия народных художественных промыслов должны быть в зоне ближайшего доступа дошкольника, из необходимости донести до ребенка изделия НХП, а не оберегать их от ребенка, не хранить под стеклом, оберегая от поломок, а учить общаться с произведениями, восторгаться наблюдательностью мастера, ощущать глубину души и тепло его рук. Современные художественные материалы и обновленная программа, которая не имеет аналогов по своей оригинальности и подачи темы народного искусства позволит привить интерес и любовь к русской культуре.
В процессе работы над программой мы обнаружили удивительный факт: большинство иллюстраций изделий народных художественных промыслов, которые сейчас используются на занятиях с детьми, демонстрируют поддельную продукцию, тот самый контрафакт, с которым все борются. Это связано с тем, что предприятия НХП не выкладывают в интернет свои изделия, а, как известно, именно интернет является источником фотоматериалов для воспитателей и педагогов. В предлагаемом учебно-методическом комплексе — все подлинное: и изделия, и видеоряд к 36 занятиям. Впервые образовательная программа создавалась совместными усилиями лучших специалистов в области художественного образования и главных художников и мастеров — носителей традиций — предприятий НХП. Только благодаря объединению этих усилий получился принципиально иной, другого качества образовательный продукт. Мы с уверенностью можем сказать, что специалисты системы образования просто не в силах самостоятельно создать аналогичный продукт, т.к. не имеют доступа к истинной информации о народных художественных промыслов.

При массовом внедрении набора мы минимизируем риск низкого качества проведения занятий и риск донесения искаженной информации. Обеспечиваем педагогов высококачественной программой, методическим обеспечением, иллюстративным материалом, которые педагоги никогда не смогут, да и не должны, делать сами. Надеемся, что государственная система образования высоко оценит эту разработку и рекомендует к внедрению.


СОБЫТИЯ ОТРАСЛИ