23.10.2015
Импортозамещение: что нужно сделать, чтобы детские товары российского производства могли на равных конкурировать с импортными?

Обеспечение благополучного и защищенного детства невозможно без качественной материальной базы: специализированной мебели, игрушек, одежды и обуви, продуктов питания и многого другого. Для ее поддержания Минпромторг России в рамках подпрограммы «Индустрия детских товаров» оказывает комплексную поддержку российским производителям детских товаров, направленную на укрепление их конкурентных позиций на рынке товаров для детей.

Среди предоставляемых мер поддержки можно назвать: предоставление субсидий на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам, а также на компенсацию части затрат на уплату лизинговых платежей; субсидии на компенсацию до 100% затрат на проведение НИОКР; субсидии управляющим организациям индустриальных парков детских товаров на возмещение части затрат на создание или развитие имущественного комплекса; информационную поддержку продвижения товаров отечественного производства для детей.
Со своей стороны представители профессионального сообщества производителей детских товаров предлагают дополнительные способы повышения эффективности государственной политики в этой сфере. Они включают как обновления существующих мер поддержки, так и абсолютно новые инструменты, призванные способствовать не только увеличению доли отечественных детских товаров, но и повышению их качества и доступности, а также развитию экспортного и инновационного потенциала российских компаний.
Одной из новых мер, по мнению директора и совладельца компании «АНДРЕЙ ПЕРВЫЙ», производящей детскую мебель, Ольги Виденеевой, может стать пересмотр законодательства для обеспечения преференций отечественным производителям (именно производителей со своей производственной базой) при участии в государственных тендерах. Сейчас единственный критерий выбора поставщика для госзаказов – минимальная цена, которая часто достигается за счет поставки низкокачественной продукции. Компании, которые вкладывают все средства в развитие производства, не могут победить в тендерах на таких условиях.
Другое важное направление работы – усиление государственного контроля над региональным законодательством в сфере поддержки малых предприятий. «Мы зарегистрированы в Москве с 1994 года. В процессе работы создали производство в Люберцах, которое зарегистрировано как обособленное подразделение. Большую часть налогов мы платим в Москву. Но при подаче документов на получение субсидии по компенсации затрат на лизинг получили отказ, так как страховые взносы по зарплате и НДС не учитываются при расчете, а они составляют более 70 процентов всех налогов», ─ пояснят Ольга Виденеева.
В качестве еще одной меры поддержки индустрии детских товаров, реализацию которой предлагается обсудить, является создание единого интернет-портала с информацией об услугах или видах работ на свободных мощностях предприятий различного профиля. Подобный сервис будет способствовать развитию кооперации на межотраслевом уровне.
Необходимым представляется и введение контроля цен на участие в отраслевых выставках. На сегодняшний день стоимость участия в подобных мероприятиях на территории России в 3-4 раза выше, чем, к примеру, на крупнейшей выставке игрушек в Нюрнберге. «Мы затратили в 2014 году на участие в выставках около 3 млн. рублей, – говорит директор компании “АНДРЕЙ ПЕРВЫЙ”, – а на лизинг оборудования – 5 млн. В 2015 году даже не смогли выделить средства на выставки. Лизинг “съел” 20 процентов выручки».
Представители отрасли видят полезным инструментом и субсидирование участия в международных выставках и сертификацию продукции, продвижения на ТВ и других информационных ресурсов наравне с поддержкой НИОКР, реализуемой Минпромторгом России. «Ежегодно мы тратим около 2-3 млн. рублей на разработку новых продуктов, что составляет 3%-4% выручки. В два раза больше нужно потратить на запуск разработок в серийное производство (с учетом использования уже существующей производственной базы). И поддерживать такой объем инвестиций в ближайшее время будет сложно. Мы прогнозируем в 2015-2016 гг. снижение покупательной способности “нашего покупателя’ и, как следствие, снижение объема продаж, – комментирует Ольга Виденеева. – Малые и средние предприятия нашей отрасли не могут тратить большие суммы на рекламу. Зачастую нам приходится выбирать между покупкой оборудования, развитием производства и продвижением».
Важная проблема была отмечена в сфере импортозамещения и связана она с сырьевым вопросом, поставкой комплектующих и самого технологического оборудования. Для модернизации производства предприятия закупают оборудование европейских производителей. Для производства мебели, способной конкурировать с зарубежными аналогами, необходимы отделочные материалы и комплектующие (краски, лаки, фурнитура) тоже из Европы. Российские аналоги по качественным, эксплуатационным и технологическим характеристикам значительно уступают европейским производителям. Поэтому, нужно выводить сырьевую составляющую для мебельной промышленности на высокий качественный уровень.
Немаловажно и введение профессиональных стандартов и подготовка специалистов для работы на производстве. Сегодня практически отсутствует система профтехобразования и трудовые навыки у подростков. Для решения этого вопроса представители индустрии детских товаров готовы предоставлять свои производственные площадки для обучения молодых специалистов.

СОБЫТИЯ ОТРАСЛИ