14.07.2016
Дмитрий Ливанов рассказал в Кремле о приоритетных проектах развития сферы образования.

Основные направления развития образования заданы в майских указах Президента 2012 года. Опыт реализации высветил ряд проблем, решение которых требует концентрации сил и проектного управления. На решение этих проблем направлены предлагаемые министерством образования и науки приоритетные проекты в образовании.

 

В своем выступлении Министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов рассказал о ближайших планах по реализации стоящих перед министерством задач. Предполагается продолжать программу строительства новых школ (она рассчитана на среднесрочную перспективу), поддержку высшего образования, в том числе продвижение российских университетов в рейтинге лучших университетов мира, повышение общего качества университетского образования. В фокусе проектного управления будет развитие электронных форм образования, причём на всех этапах образовательного процесса: в школе, в университете, при повышении квалификации, при переобучении.

Ещё одно важнейшее направление – развитие среднего профессионального образования. Речь идёт о внедрении современных стандартов подготовки с учётом нового технологического цикла и о выстраивании полноценного взаимодействия образовательных учреждений с базовыми предприятиями и потенциальными работодателями. Эта деятельность начиналась и раньше, но всё‑таки такого полноценного характера она пока не приобрела.

Выполнение Указа Президента об обеспечении доступности дошкольного образования показало, что возможно решать задачи масштабного обновления образовательной инфраструктуры в короткие сроки. В этой связи приоритетом на ближайшие десять лет в общем образовании является задача выстраивания современной образовательной среды, интегрирующей школьное и дополнительное образование. «На каждом этапе обучения предполагается внедрять подходы и практики, необходимые для приобретения знаний, самоопределения, профессиональной ориентации, выстраивания каждым школьником успешной жизненной траектории. Это потребует разработки и реализации комплекса серьёзных мероприятий» — сказал в своем докладе министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, — «Поставлена задача исключения сменного обучения, и мы будем постепенно двигаться к результату. Мероприятия призваны обеспечить эффективное выполнение требований современных школьных стандартов по организации внеурочной деятельности, кружковой работы, в том числе технической и спортивной направленности. Конечно, у ребёнка должно быть и время для таких занятий, и должна быть соответствующая инфраструктура, где они могут проходить. Для этого мы будем развивать соответствующие сети организаций и, безусловно, совершенствовать механизмы взаимодействия между ними. Строительство и реконструкция школ должны не только позволить обеспечить продуктивную занятость детей в программе основного образования, но и сделать практически универсальным дополнительное образование. Здания школ во вторую смену смогут использоваться для проектной деятельности, занятий по интересам, в том числе совместно с организациями дополнительного образования, в них могут реализовываться и программы образования и отдыха во время каникул».

Второй проект также связан с образовательной средой, но уже цифровой. К 2020 году предполагается сделать прорыв в доступности отечественных цифровых образовательных ресурсов на всех уровнях образования и выйти на глобальный рынок таких образовательных ресурсов. В школьном образовании предполагается обеспечить не только активное создание образовательных ресурсов, но и их привязку к школьной программе так, чтобы учителю было легко использовать эти ресурсы при планировании и проведении уроков. Совокупность таких ресурсов позволит обеспечить качественное и персонифицированное образование любому ребёнку в России, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья, детям, живущим в сельской, отдалённой местности.

Активное включение России в международное движение WorldSkills позволило увидеть потенциал отечественного среднего профессионального образования. В виду необходимости подготовки кадров с квалификацией мирового уровня по наиболее востребованным и перспективным профессиям, предполагается обновить содержание и технологии среднего профессионального образования, вовлечь бизнес в реализацию программ СПО и в повышение квалификации соответствующих преподавателей, а именно программы среднего профессионального образования, наиболее инвестиционно привлекательные для вложений со стороны частного сектора.

Будет сформулирована современная система мониторинга программы СПО, в том числе с использованием инструментов профессионально-общественной аккредитации, с учётом мониторинга трудоустройства выпускников, наконец, будем мотивировать молодёжь к получению среднего профессионального образования через движение «Молодые профессионалы». Численность его участников к 2020 году достигнет миллиона человек. И, безусловно, важным элементом этой работы будет успешное проведение мирового чемпионата по профессиональному мастерству в 2019 году в Казани.


СОБЫТИЯ ОТРАСЛИ